Традиционные АТС и Unified Communications

02.06.2011 15:49 Администратор Материалы - Статьи
Печать
2.8/5 (219 голоса)
Трофимов С.А. Традиционные АТС и Unified Communications "Технологии и средства связи" #2, 2011
 
Концепция Unified Communications (объединенных коммуникаций) предполагает объединение всех видов офисного взаимодействия сотрудников: голосовую и видеосвязь, электронную почту и быстрые сообщения под одним интерфейсом и предоставление этих сервисов в любом месте, где бы ни находился сотрудник: в офисе, дома, в командировке. Эта концепция реализуется в системах UC, которые представляют собой довольно сложные программно-аппаратные комплексы, кардинально отличающиеся от обычной офисной АТС. Такие системы основаны на протоколах IP и буквально "вживляются" в сетевую инфраструктуру предприятия для сбора и обработки различных видов телекоммуникационного трафика.

Проблемы перехода на UC

Несмотря на то что внедрение систем UC позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия сотрудников и уменьшить сроки выполнения проектов, в настоящий момент немногие компании могут похвастаться полноценным использованием систем UC, и в большинстве коммерческих предприятий используются обычные офисные АТС.

Этому есть несколько причин: руководители хотят максимально сохранить сделанные инвестиции, поскольку установленные несколько лет назад офисные ATC, хотя и устарели, но еще вполне справляются со своими прямыми обязанностями. Отказ в одночасье от уже работающей телекоммуникационной инфраструктуры и переход на новую, более функциональную систему, потребует выделения определенного бюджета, а также нарушит уже отлаженные бизнес-процессы компании, где телекоммуникации играют далеко не последнюю роль. Поэтому сейчас выбрасывать на свалку уже имеющееся оборудование связи, чтобы начать использовать систему UC, представляется для руководителя, хорошо умеющего считать деньги, по меньшей мере нецелесообразным.

Другим аспектом, мешающим началу повсеместного использования систем UC, можно назвать сложность в начальной установке и настройке такой системы. Быстро настроить и запустить в работу все функции системы UC, не нарушив при этом работу уже имеющейся сетевой инфраструктуры, под силу скорее сертифицированному специалисту компании-интегратора, чем рядовому системному администратору. Администратор, устанавливая пробную версию системы, ограничивается самым простым вариантом – ставит автономно работающий сервер, не связанный с внешним миром и имеющейся в компании ATC – и получает невероятную в обычной жизни ситуацию: две независимые телекоммуникационные системы в одной отдельно взятой компании. О каком объединении коммуникаций может идти речь, если в этом случае невозможно совершить элементарный звонок на рядом стоящий офисный телефон?

 Недостатки UC-систем

Производители UC-систем ратуют за повсеместный отказ от телефонных станций и полный переход на системы объединенных коммуникаций, однако у этих систем есть определенные недостатки, не позволяющие в настоящий момент полностью отказаться от офисных АТС.

В первую очередь это серьезные требования к инфраструктуре. Для работы UC-систем недостаточно просто проложить витую пару, требуется определенная работа по настройке сетевой инфраструктуры.

IP-телефония (а ведь именно на IP-технологиях основаны все системы UC) сильно зависит от качества каналов связи и производительности рабочих станций, на которых запускается программный UC-клиент. На слабых машинах и даже на формально подходящих по производительности при сильной загрузке процессора аудио-, а тем более видеосвязь работает неустойчиво. У проводных систем надежность на порядок выше. Если линия исправна, то абонент всегда может совершить успешный звонок. В IP-сетях даже если есть соединение с сервером, то для успешного разговора может оказаться недостаточно пропускной способности сети. При этом IP-канал может быть занят в любой момент, и успешный до этого момента разговор прервется. Производители IP-решений идут на всяческие ухищрения для повышения надежности соединения. Это и выделение голосового трафика в отдельные физические или виртуальные подсети, приоритезация голосового трафика и динамическая подстройка сжатия в зависимости от пропускной способности сети. Но там, где предъявляются особые требования к бесперебойной связи, приходится включать дублирование систем при помощи традиционных проводных технологий.

На рынке уже доступны аппаратные шлюзы, которые одновременно подключаются к сетям IP и PSTN и способны в автоматическом режиме маршрутизировать звонки. Если пропускной способности IP-сети достаточно, то задействуются все функции IP-телефонии. Если же канал по каким-либо причинам не позволяет связаться с головным сервером, то медиа-шлюз автоматически переходит на работу с PSTN и абоненты смогут совершать звонки даже при полном "падении" IP-канала.

 Цена вопроса

Нельзя забывать и о стоимости решения. Если считать начальные затраты, то стоимость полной подготовки инфраструктуры предприятия с нуля для внедрения системы UC будет значительно выше, чем для установки простой офисной АТС, не предъявляющей серьезных требований к среде внедрения. С другой стороны, грамотно и корректно построенная сетевая инфраструктура создается не только для работы системы UC, но и для функционирования самого предприятия. К тому же эффективное использование системы UC в будущем приводит к значительной экономии средств, но рассчитать эту экономию еще до внедрения представляется проблематичным.

Системы UC имеют изначально большую стоимость в расчете на одного абонента, чем традиционная телефония. Это происходит за счет большего числа выполняемых функций и более сложного аппаратного обеспечения, которое требуется для работы. Стоимость складывается из клиентских лицензий на программное обеспечение, лицензий клиентского доступа и стоимости аппаратных UC-устройств. Сами устройства могут быть как с подключением к персональному компьютеру, так и полностью автономными. Подключаемые устройства используют для работы вычислительные мощности ПК, что снижает их стоимость, но повышает зависимость от ресурсов компьютера. Если он выключен или перегружен, то связь отсутствует. Автономные устройства изначально дороже, поскольку для реализации всех необходимых функций UC их достаточно только подключить к сетевой розетке.

Интеграция

Как и в традиционной телефонии, UC-аппараты можно условно разделить на телефоны:

Есть также и специализированные устройства, например для переговорных комнат, но они покупаются в единичных экземплярах. При этом даже телефоны начального уровня превышают по стоимости простые телефоны для офисных АТС, что заставляет искать промежуточные решения для организации связи сотрудников.

Там, где не требуются функции UC, а необходимо лишь простое совершение звонков "абонент – абонент", например в комнате для посетителей, можно сэкономить и поставить обычный телефонный аппарат, подключенный к офисной АТС, а продвинутые UC-аппараты установить только тем сотрудникам, которые получат максимальную отдачу от использования объединенных коммуникаций.

У традиционной телефонии по сравнению с системами UC – огромная фора. Их функции, начиная от простого звонка между абонентами и заканчивая сложными алгоритмами распределения входящих вызовов, известны и широко используются в бизнесе. Производители офисных АТС прекрасно понимают, что IP-технологии нельзя игнорировать, поэтому на рынке появляется все больше IP-АТС, способных бесшовно интегрироваться с UC-системами. И даже для тех телефонных станций, которые не сертифицированы для работы с конкретной UC-системой, всегда можно провести интеграцию при помощи подходящих аудиошлюзов, которые также становятся все более интеллектуальными. К примеру, есть аудиошлюзы, которые берут на себя часть функций офисной АТС, позволяя подключать к системе UC SIP-телефоны сторонних производителей.

Гибридное решение – система UC + офисная ATC – обладает всеми преимуществами обеих систем, каждая из которых компенсирует недостатки другой. ATC обеспечивает бесперебойную связь, дублируя IP-телефонию при помощи проводных технологий, а система UC добавляет недостающие функции офисной АТС. Единый план нумерации позволяет совершать звонки между абонентами UC и офисной АТС, а использование части обычных телефонов вместо дорогостоящих UC-устройств позволяет уменьшить начальные затраты на оборудование.

Часть сотрудников, не участвующих в проектной деятельности, которым нет необходимости использовать UC-системы, получают в свое распоряжение недорогие офисные телефоны и возможность звонков абонентам UC посредством набора телефонного номера. Сотрудники, работающие дома, подключаются к офисной АТС при помощи возможностей удаленной работы UC-системы. АТС филиалов становятся шлюзами для выхода в городскую сеть для сотрудников головного офиса, которые получают возможность бесплатных IP-звонков не только на внутренние номера филиала, но и любым абонентам телефонной сети города, где филиал расположен.

Прогнозы

В будущем производители UC-систем прогнозируют полный отказ от офисной телефонной станции, поскольку системы объединенных коммуникаций уже сейчас имеют в себе все необходимые функции телефонии. Однако в настоящий момент компании еще не готовы списать со счетов проверенные временем офисные АТС, и совместное их использование в одном решении оправдано для большинства проектов. Системы UC развертываются параллельно имеющимся средствам связи, интегрируются в имеющуюся телекоммуникационную среду и постепенно расширяют свое присутствие в компании. Таким образом, через некоторое время главная роль в обработке и маршрутизации телекоммуникационного трафика перейдет к системе UC, а офисная АТС продолжит использоваться, предоставляя телефонный трафик для объединения с другими офисными коммуникациями.

Теги: UC, средства связи, недостатки UC, связь с телефонией,

Еще по теме

Полезно? Поделитесь ссылкой! E-mail Сохраните на будущее!